Практический опыт показывает, что почти все дети с задержкой психического развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка не всегда являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.
Успешность адаптации зависит от общения ребенка с одноклассниками и учителем. Также с детьми с ЗПР проводит работу педагог-психолог, оказывает помощь учитель-дефектолог. Они проводят коррекционно-развивающие занятия для адаптации ребенка к учебе. Родителям, в свою очередь, важно понимать, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей, но для того, чтобы достичь лучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (учителю-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту) и как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, в которых нуждается ребенок и которые соответствуют его состоянию. При оказании помощи со стороны специалистов и поддержке родителей дети с ЗПР легче адаптируются.
В развитии психики особую роль играет эмоциональное состояние. При задержке психического развития детские эмоции отличаются неустойчивостью, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам. Поэтому развитие детей с ЗПР имеет свои особенности: одна из самых важных – невозможность длительной целенаправленной концентрации на каком-либо виде деятельности. Это свидетельствует о неустойчивой эмоционально-волевой сфере. Причиной такого состояния является низкая психическая активность ребенка. Проявляются отрицательные черты так называемого кризиса возраста и развития. Из-за этого контакты с другими людьми устанавливаются с большим трудом. Частые эмоциональные расстройства выражаются в страхе, тревоге и непредсказуемых действиях, совершаемых в состоянии аффекта. Кроме того, дети с ЗПР отличаются повышенной утомляемостью, низким уровнем психических процессов и гиперактивностью. В большинстве случаев они несамостоятельны, требуют постоянного контроля при выполнении заданий. В процессе изучения особенностей развития таких детей стало очевидно, что симптомы ЗПР наиболее полно проявляются у старших дошкольников перед началом учебы. В это время в детском саду идет интенсивная подготовка к школе, проводятся занятия и тестирования, определяющие уровень развития. При условии своевременного начала занятий ЗПР у ребенка постепенно поддается полной коррекции и состояние достигает уровня обычных детей. При этом нужно в обязательном порядке устранить все причины, способствующие этому нарушению. В случае необходимости проводится специальное лечение.